Нормативные документы > Минрегионразвития РФ > Приказы > Минрегионразвития РФ. Приказ № 306 от 24 июля 2013 года Об утверждении отраслевой программы внедрения композиционных материалов, конструкций и изделий из них в строительном комплексе Российской Федерации.

Минрегионразвития РФ. Приказ № 306 от 24 июля 2013 года Об утверждении отраслевой программы внедрения композиционных материалов, конструкций и изделий из них в строительном комплексе Российской Федерации.

МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ N 306

от 24 июля 2013 года

Об утверждении отраслевой программы внедрения композиционных материалов,

конструкций и изделий из них в строительном комплексе Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом "ж" пункта 7 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В.Путина от 12 ноября 2012 года N Пр-3028 по

итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России 24 октября 2012 года

приказываю:

1. Утвердить отраслевую программу внедрения композиционных материалов, конструкций и изделий из них в строительном комплексе Российской Федерации согласно приложению к настоящему приказу.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра регионального развития Российской Федерации С.М.Дарькина.

Министр
И.Н.Слюняев

Приложение.

Отраслевая программа внедрения композиционных материалов,

конструкций и изделий из них в строительном комплексе Российской Федерации

УТВЕРЖДЕНА
приказом Министерства
регионального развития
Российской Федерации
от 24 июля 2013 года N 306

Паспорт программы

Ответственный исполнитель программы Министерство регионального развития Российской Федерации
Соисполнители программы.

Федеральное агенство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Госстрой).
Федеральное автономное учреждение "Главное управление государственной экспертизы"
(ФАУ "Главгосэкспертиза России").
Федеральное автономное учреждение "Федеральный центр нормирования, стандартизации технической оценки соответствия в строительстве" (ФАУ "ФЦС").
Федеральное автономное учреждение "Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов" (ФАУ "ФЦЦС").
Ответственные департаменты исполнения программы. Департамент государственной политики в сфере строительства и архитектуры.
Департамент инвестиционных проектов, целевых и специальных программ развития субъектов Российской Федерации.
Департамент жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства.
Координатор исполнения программы. Департамент государственной политики в сфере строительства и архитектуры.
Цель программы. Создание условий наибольшего благоприятствования для широкого применения современных и эффективных композитов, конструкций и изделий из них в строительном комплексе России.
Задачи программы. 1. Увеличение спроса на продукцию из композиционных материалов (композитов) для широкого применения в строительном комплексе;
2. Увеличение объемов производства и потребления инновационной продукции композитной отрасли, обеспечивающей снижение стоимости владения и увеличение сроков безремонтной эксплуатации зданий и сооружений, конструкций и изделий, построенных, отремонтированных или произведенных с применением композитов;
3. Повышение эффективности и инновационности государственных закупок, осуществляемых Минрегионом России (в том числе в рамках государственных программ, ФЦП, ВЦП и др. целевых программ) за счет применения композитов, конструкций и изделий из них;
4. Повышение эффективности деятельности государственных и частных компаний отраслей, курируемых Минрегионом России, за счет применения композитов, конструкций и изделий из них.
Целевые индикаторы и показатели программы. 1. Объем производства продукции композитной отрасли для строительного комплекса;
2. Объем потребления продукции из композиционных материалов (композитов) в строительном комплексе;
3. Объем государственных закупок товара или созданного в результате выполнения работы объекта с применением композитов, изделий и конструкций из них, обеспечивающей снижение стоимости владения и увеличение сроков безремонтной эксплуатации товара или объекта, являющегося предметом закупки.
Этапы и сроки реализации программы. Реализация программы будет осуществляться в два этапа:
первый этап - 2014-2016 годы;
второй этап - 2017-2020 годы.
Объем бюджетных ассигнований программы. Бюджетные ассигнования не предусмотрены.
Ожидаемые результаты реализации программы. 1. Ежегодное увеличение объема производства продукции композитной отрасли для строительного комплекса составит не менее 25% к показателю предыдущего года (в среднем за 2014-2020 годы).
2. Ежегодное увеличение объема потребления продукции из композиционных материалов (композитов) в строительном комплексе составит не менее 25% к показателю предыдущего года (в среднем за 2014-2020 годы).
3. Ежегодное увеличение объема государственных закупок товара или созданного в результате выполнения работы объекта с применением композитов, изделий и конструкций из них, обеспечивающих снижение стоимости владения и увеличение сроков безремонтной эксплуатации товара или объекта, являющегося предметом закупки, составит не менее 15% к показателю предыдущего года (в среднем за 2014-2020 годы).

 

1. Основание для разработки программы

Настоящая программа разработана Минрегионом России в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации от 12 ноября 2012 года N Пр-3028 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России 24 октября 2012 года и поручениями Председателя Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2012 года N ДМ-П8-6998.

Настоящая программа подлежит ежегодной актуализации в срок не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным.

2. Характеристика сферы реализации программы

Современные полимерные композиты, а также конструкции и изделия из них находят во всем мире широкое применение в строительном комплексе, благодаря таким качествам, как высокая прочность, коррозионная стойкость и низкий удельный вес. Около 30% мирового объема производства полимерных композитов (~ 4 млн. тонн) составляет продукция для строительного комплекса.

Наиболее широко полимерные композиты применяются при строительстве объектов транспортной инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства, а также в гражданском и промышленном строительстве. Ниже приведен краткий перечень продукции композитной отрасли, наиболее широко применяемой в строительном комплексе в мировой практике:

  • - конструкции мостовых сооружений;
  • - мобильные дорожные покрытия;
  • - арматура и арматурные сетки;
  • - опоры освещения;
  • - ограждающие конструкции жилых и общественных зданий;
  • - трубопроводы и емкости;
  • - профили для изготовления строительных конструкций;
  • - профили для изготовления стеклопакетов.

Указанный перечень не является конечным и ежегодно пополняется новыми техническими и технологическими решениями.

Объем потребления полимерных композитов, конструкций и изделий из них в России составляет около 0,5-2% (по разным экспертным оценкам) от общемирового объема потребления полимерных композитов, то есть фактически находится в рамках статистической погрешности.

В России в соответствии с общемировой практикой наибольший потенциальный объем потребления полимерных композитов, конструкций и изделий из них находится в строительном комплексе, а российские компании производят весь спектр продукции из полимерных композитов, пригодных для применения в строительстве. Однако объем потребления продукции российской композитной отрасли в строительстве составляет доли процентов (~ 6-7 тыс. тонн) от аналогичного мирового потребления.

Это связано с тем, что специалисты из строительного комплекса:

  • 1) не обладают должной информацией о возможностях и характеристиках полимерных композитов, в том числе об уже реализованных проектах, которые могут эффективно тиражироваться по всей территории Российской Федерации, обеспечивая высокую эффективность расходования бюджетных средств;
  • 2) не имеют в полном объеме нормативно-технических документов, регламентирующих требования к производству и применению в строительстве полимерных композитов и изделий (конструкций) из них.

В результате, тормозится не только внедрение новейших технических решений с применением полимерных композитов, но и использование технических решений, ранее уже примененных и имеющих подтверждение технической и экономической эффективности, надежности и безопасности. Особенно это касается сферы жилищно-коммунального хозяйства, где применение подобных решений способно обеспечить существенную экономию инвестируемых бюджетных средств и средств частных инвесторов.

Настоящая программа направлена на радикальное изменение ситуации, сложившейся с применением полимерных композитов, конструкций и изделий из них в строительном комплексе Российской Федерации. Ключевой целью программы является создание условий наибольшего благоприятствования для скорейшего и масштабного внедрения и широкого применения современных и эффективных полимерных композитов, конструкций и изделий из них в строительном комплексе России.

3. Единый федеральный каталог полимерных композитов, конструкций и изделий из них,

пригодных для применения и рекомендуемых к использованию на территории Российской Федерации

при возведении, ремонте и реконструкции объектов капитального строительства за счет средств

федерального, региональных и муниципальных бюджетов.

Создание единого федерального каталога полимерных композитов, конструкций и изделий из них, пригодных для применения и рекомендуемых к использованию на территории Российской Федерации, способствует:

  • - обеспечению внедрения современных и эффективных композитов, конструкций и изделий из них в строительном комплексе России;
  • - созданию каталогов продукции композитной отрасли для повышения инновационности государственных закупок;
  • - обеспечению базы данных инновационной продукции для закупок компаний с государственным участием и субъектов естественных монополий;
  • - созданию механизма оценки соответствия и обеспечению участников рынка композитов наиболее полным набором данных о свойствах композитов, способах их применения и пр.

Единый федеральный каталог полимерных композитов, конструкций и изделий из них, пригодных для применения и рекомендуемых к использованию на территории Российской Федерации при возведении, ремонте и реконструкции объектов капитального строительства за счет средств федерального, региональных и муниципальных бюджетов, приведен в приложении N 1 к настоящей программе.

Настоящий каталог сформирован ФАУ "ФЦС" на основе перечня новой продукции, пригодность которой подтверждена Техническим свидетельством о пригодности для применения в строительстве. Ответственным за ведение и актуализацию каталога является ФАУ "ФЦС" (актуализация каталога проводится совместно с объединением юридических лиц "Союз производителей композитов" (Союзкомпозит). Настоящий каталог подлежит ежегодной актуализации в срок не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным.

В срок до 1 марта 2014 года Департаментом государственной политики в сфере строительства и архитектуры совместно с ФАУ "ФЦС" будут разработаны и утверждены порядок и правила применения каталога в строительном комплексе.

Каталог должен стать составной частью отраслевой электронной системы каталогизации и унификации материалов, технологий, оборудования и перспективных разработок, внедряемой в рамках реализации мероприятий подпрограммы "Развитие производства композиционных материалов (композитов) и изделий из них" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2013 года N 997-р.

4. Перечень нормативно-технических документов, регламентирующих применение

полимерных композитов, конструкций и изделий из них в строительном комплексе России.

Отношения в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям, или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации устанавливаются Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

В соответствии с указанным Федеральным законом особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".

С учетом вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) и создания Таможенного союза в настоящее время активно формируется система технического регулирования Таможенного союза, гармонизированная с международной и региональной (Европейский союз) нормативно-правовой базой в данной области. Нормативно-правовой базой для создания указанной системы является Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации (заключено в Санкт-Петербурге 18 ноября 2010 года).

Основными документами такой системы являются технические регламенты, устанавливающие требования безопасности к продукции, обращающейся на рынке стран Таможенного союза. Ниже приведен перечень технических регламентов Таможенного союза, устанавливающих требования к продукции в строительном комплексе России, включая строительство объектов транспортной инфраструктуры:

  • 1. О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий (проект; внутригосударственное согласование завершено).
  • 2. О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта.
  • 3. Безопасность автомобильных дорог.

5. Перечень проблемно-ориентированных НИОКР, направленных на разработку полимерных композитов,

конструкций и изделий из них, предназначенных для применения в строительном комплексе России.

Перечень реализуемых в настоящее время и планируемых к реализации НИОКР (включая источники финансирования), направленных на разработку полимерных композитов, конструкций и изделий из них, предназначенных для применения в строительном комплексе России и обеспечивающих снижение стоимости владения и увеличение сроков безремонтной эксплуатации зданий и сооружений, конструкций и изделий, построенных, отремонтированных или произведенных с применением полимерных композитов, приведен в приложении N 2 к настоящей программе.

6. Порядок и правила оценки пригодности для применения полимерных композитов, конструкций

и изделий из них в строительном комплексе России, требования к которым не регламентированы

действующими нормативно-техническими документами системы технического регулирования

(технические регламенты, стандарты (ГОСТ, ГОСТ Р), своды правил (СНиП, СП, СН).

В каждой стране широкому использованию инновационных (вновь разрабатываемых, модернизируемых или завозимых из других стран) строительных материалов, изделий, конструкций и технологий нередко мешает отсутствие или недостаточная полнота нормативных документов, определяющих свойства и условия применения этой новой продукции.

Поскольку для разработки норм на новую продукцию данных недостаточно, законодательством большинства технически развитых стран для такой продукции предусмотрена соответствующая процедура подтверждения ее пригодности (одобрения) для применения в строительстве с выдачей документа, свидетельствующего об одобрении.

Например, в Европейском союзе (ЕС) подтверждение пригодности взаимно поставляемых странами ЕС инновационных материалов и изделий для строительства при отсутствии на них соответствующих гармонизированных европейских стандартов осуществляется в соответствии с директивой Совета от 21 декабря 1988 года N 89/106/ЕЕС (с поправками в директиве Совета от 22 июля 1993 года N 93/68 EEC).

На уровне ЕС эту работу возглавляет специально созданная Европейская организация по техническому подтверждению пригодности (одобрению) продукции для строительства (EOTА). Подтверждение пригодности продукции с выдачей документа - Европейское техническое одобрение (ЕТА) осуществляется в следующих случаях:

  • - отсутствуют гармонизированные в рамках ЕС стандарты, относящиеся к данной продукции;
  • - показатели и характеристики продукции существенно отклоняются от установленных в соответствующих гармонизированных стандартах.

В рамках каждой страны-члена ЕС процедуры технической оценки и подтверждения пригодности инновационной продукции с выдачей соответствующего документа об одобрении осуществляются органом, уполномоченным правительством страны. Например, в Германии такую работу осуществляет "Немецкий институт строительной техники" (DIBt), подтверждая пригодность инновационной продукции документом - "Общий допуск" (к применению); во Франции - "Научный центр строительной техники" (CSTB) с выдачей документа "Техническое одобрение".

Аналогичная работа ведется и национальными организациями в других странах, не входящих в ЕС. Например, в Соединенном Королевстве (UK) подтверждение пригодности осуществляет "Британский орган по одобрению в строительстве" (ВВА), в Канаде - "Канадский центр строительных материалов" (ССМС).

В целях гармонизации на международном уровне требований к процедуре подтверждения пригодности инновационной продукции для строительства и создания условий для взаимного признания странами результатов этой деятельности в 1996 году была учреждена "Международная федерация организаций по технической оценке" (WFTAO). Членами этой Федерации являются около 40 организаций (в том числе - ФАУ "ФЦС") из большинства технически развитых стран мира.

В Российской Федерации правила подтверждения пригодности для применения в строительстве новой продукции, требования к которой не регламентированы действующими нормативными документами полностью или частично и от которой зависит безопасность и надежность зданий и сооружений, определены постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1997 года N 1636 "О правилах подтверждения пригодности новых материалов, изделий, конструкций и технологий для применения в строительстве" (далее - Правила).

В соответствии с Правилами пригодность новых материалов, изделий, конструкций и технологий (далее - новая продукция) для применения в строительстве подтверждается техническим свидетельством.

Указанные Правила учитывают опыт европейских стран, в частности, Германии, Великобритании и Франции и направлены на защиту отечественного строительного рынка от необоснованного применения непроверенной в условиях территории Российской Федерации продукции и создание благоприятных условий для устранения технических барьеров при внедрении в строительстве прогрессивных отечественных и зарубежных достижений.

Кроме того, в условиях реформирования отечественной нормативной базы строительства подтверждение пригодности новой продукции позволяет облегчить продвижение на строительный рынок сотен новых видов прогрессивных материалов, изделий, конструкций и технологий, предотвращая возможные конфликты между производителями, надзорными органами, проектировщиками и строителями в решении вопросов обеспечения безопасности строящихся зданий и сооружений при использовании новой продукции с недостаточно изученными свойствами.

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1997 года N 1636 Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу разработаны "Порядок подтверждения пригодности новых материалов, изделий, конструкций и технологий для применения в строительстве" и "Перечень новых материалов, изделий, конструкций и технологий, подлежащих проверке и подтверждению пригодности для применения в строительстве в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1997 года N 1636", утвержденные постановлением Госстроя РФ от 1 июля 2002 года N 76 "О Порядке подтверждения пригодности новых материалов, изделий, конструкций и технологий для применения в строительстве".

Кроме того, разработаны, приняты и в настоящее время действуют следующие приказы Минрегиона России:

- от 7 августа 2008 года N 127 "Об организации работы по подтверждению пригодности новых материалов, изделий, конструкций и технологий для применения в строительстве";

- от 24 декабря 2008 года N 292 "Об оформлении технического свидетельства о пригодности новой продукции для применения в строительстве на территории Российской Федерации".

На основании данных приказов в настоящее время пригодность новой продукции для применения в строительстве подтверждается техническим свидетельством Минрегиона России, организация и проведение работ по подготовке технических свидетельств возложены на ФАУ "ФЦС". К проведению работ по подтверждению пригодности новой продукции и подготовке заключений, необходимых для подготовки технических свидетельств, привлекаются соответствующие научно-исследовательские, конструкторские, экспертные и другие компетентные организации.

Подтверждению пригодности для применения в строительстве подлежит вновь разработанная, модернизированная или импортируемая продукция, от которой зависят безопасность, надежность и долговечность зданий и сооружений и возможность безопасного применения которой в условиях строительства на территории Российской Федерации не подтверждена российскими нормативными документами и практикой отечественного строительства.

Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" определены виды действующих в стране нормативных документов, которыми регулируются вопросы безопасности. Это технические регламенты и разработанные для обеспечения их соблюдения национальные стандарты и своды правил в соответствии с публикуемыми перечнями, а до разработки технических регламентов - государственные стандарты, строительные нормы и правила (СНиП) и другие нормативные документы, ранее принятые федеральными органами исполнительной власти. При наличии этих документов подтверждение пригодности продукции для применения в строительстве не требуется.

Наличие стандартов организаций или технических условий на новую продукцию не исключает необходимости подтверждения пригодности этой продукции для применения в строительстве. Оценка и подтверждение пригодности должны осуществляться в процессе освоения производства и применения новой продукции, и результаты оценки следует учитывать при подготовке нормативных документов на эту продукцию, в том числе стандартов организаций, а также технических условий, которые не относятся к нормативным документам системы технического регулирования, а являются составной частью конструкторской или технологической документации.

Подтверждение пригодности новой продукции для применения в строительстве проводится в соответствии с Регламентом работ по технической оценке пригодности и подтверждению пригодности для применения в строительстве новой продукции, требования к которой не регламентированы действующими нормативными документами полностью или частично и от которой зависит безопасность и надежность зданий и сооружений.

7. План внедрения полимерных композитов, конструкций и изделий из них в

строительном комплексе России (в рамках деятельности Минрегиона России).

Основой для формирования плана внедрения композитов, конструкций и изделий из них в строительном комплексе России (в рамках деятельности Минрегион России) являются:

  • 1) единый федеральный каталог полимерных композитов, конструкций и изделий из них, пригодных для применения и рекомендуемых к использованию на территории Российской Федерации при возведении, ремонте и реконструкции объектов капитального строительства за счет средств федерального, региональных и муниципальных бюджетов;
  • 2) перечень реализуемых в настоящее время и планируемых к реализации НИОКР (включая источники финансирования), направленных на разработку полимерных композитов, конструкций и изделий из них, предназначенных для применения в строительном комплексе России и обеспечивающих снижение стоимости владения и увеличение сроков безремонтной эксплуатации зданий и сооружений, конструкций и изделий, построенных, отремонтированных или произведенных с применением полимерных композитов;
  • 3) перечни пилотных проектов по внедрению полимерных композитов, конструкций и изделий из них (пригодных для применения и рекомендуемых к использованию в строительном комплексе):
  • а) по опытному применению полимерных композитов, конструкций и изделий из них, рекомендуемых к использованию на территории Российской Федерации при возведении, ремонте и реконструкции объектов капитального строительства за счет средств федерального, региональных и муниципальных бюджетов;
  • б) по широкому внедрению полимерных композитов, конструкций и изделий из них, рекомендуемых к использованию на территории Российской Федерации при возведении, ремонте и реконструкции объектов капитального строительства за счет средств федерального, региональных и муниципальных бюджетов;
  • 4) перечень опытных (референтных) объектов для внедрения полимерных композитов, конструкций и изделий из них (пригодных для применения и рекомендуемых к использованию в строительном комплексе).

В срок до 1 марта 2014 года Департаментом государственной политики в сфере строительства и архитектуры будет разработан и утвержден комплексный план Минрегиона России по внедрению полимерных композитов, конструкций и изделий из них в строительном комплексе России на период до 2020 года, а также подготовлен перечень пилотных проектов Минрегиона России, предполагающих разработку и трансфер индустриальных технологий крупнотоннажного производства и строительства опытных (референтных) объектов, включая пилотные проекты по применению полимерных композитов при строительстве зданий и сооружений, объектов инженерного обустройства.

Указанный комплексный план должен содержать мероприятия по оперативному мониторингу и анализу его выполнения, а также по оценке эффективности внедрения полимерных композитов, конструкций и изделий из них в строительном комплексе, в том числе на основе анализа технико-экономических обоснований пилотных проектов и результатов эксплуатации опытных (референтных) объектов.

План подлежит ежегодной актуализации в срок не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным.

8. Единый федеральный банк данных типовых проектов с применением апробированных полимерных

композитов, конструкций и изделий, рекомендуемых к использованию на территории Российской

Федерации при возведении, ремонте и реконструкции объектов капитального строительства за счет

средств федерального, региональных и муниципальных бюджетов.

В срок до 1 марта 2014 года Департаментом государственной политики в сфере строительства и архитектуры совместно с ФАУ "ФЦС", ФАУ "Главгосэкспертиза России", ФАУ "ФЦЦС" и Союзкомпозит будет сформирован Единый федеральный банк данных типовых проектов с применением апробированных полимерных композитов, конструкций и изделий, рекомендуемых к использованию на территории Российской Федерации при возведении, ремонте и реконструкции объектов капитального строительства за счет средств государственно-частного партнерства.

Банк типовых проектов будет включать в себя:

  • 1) перечень пилотных проектов, получивших положительные заключения по результатам государственной экспертизы проектной документации и проверки достоверности определения сметной стоимости проекта;
  • 2) перечень и состав сметных расценок на проведение работ с применением композитов, конструкций и изделий из них;
  • 3) перечень типовых проектов с применением композитов, конструкций и изделий из них, рекомендуемых к повторному применению на территории Российской Федерации, в том числе при строительстве, капитальном ремонте, ремонте и реконструкции объектов капитального строительства за счет средств федерального, региональных и муниципальных бюджетов.

Каталог подлежит ежегодной актуализации в срок не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным, в том числе по результатам реализации пилотных проектов, получивших положительные заключения по результатам государственной экспертизы проектной документации и проверки достоверности определения сметной стоимости проекта.

9. План разработки новых или актуализации действующих межгосударственных и национальных сводов

правил, регламентирующих применение композитов и изделий из них в строительстве, а также сметных

нормативов на ремонтно-строительные работы в сфере градостроительной деятельности,

включающих в себя сметные расценки на проведение ремонтно-строительных работ

с применением полимерных композитов, конструкций и изделий.

Решение задачи обеспечения своевременного и широкого внедрения в строительном комплексе России современных, эффективных и безопасных полимерных композитов, конструкций и изделий из них требует комплексного подхода.

Во-первых, необходимо разработать и утвердить комплекс стандартов на полимерные композиты, изделия и конструкции из них, применяемые в строительстве и регламентирующие требования к их производству, применению и оценке соответствия. Подобные стандарты уже разработаны и внедрены, как международной организацией по стандартизации (ISO), так и во всех передовых странах мира (США, Канада, Япония, Германия, Франция, Италия и т.д.). Поэтому при разработке стандартов (в первую очередь, межгосударственных) следует за основу взять действующие международные, а при их отсутствии - применительно к отдельным видам продукции: региональные стандарты (ASTM, ACI, CEN и т.д.).

Разработка документов в виде межгосударственных стандартов необходима в связи с созданием общей системы технического регулирования стран Таможенного союза (ТС) и необходимости их включения в состав доказательной базы технического регламента ТС "О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий" (либо прямо, либо косвенно - в виде ссылок на них в межгосударственных (МСП, МСН) или национальных (СНиП, СП) строительных нормах и правилах).

Разработка, применение и контроль соблюдения данных стандартов, позволит обеспечить высокое качество продукции из полимерных композитов, применяемой в строительстве, а строителям и гражданам Российской Федерации - гарантировать безопасность, надежность и долговечность зданий и сооружений, возведенных с их применением. Данная работа уже ведется Союзкомпозитом, начиная с 2010 года.

Во-вторых, необходимо начать (с привлечением всех заинтересованных сторон) активную работу по актуализации действующих и разработке новых межгосударственных или национальных строительных норм и правил, регламентирующих грамотное и безопасное применение (при проектировании и строительстве) полимерных композитов, конструкций и изделий из них.

Актуализацию и разработку новых строительных норм и правил также следует проводить, опираясь на значительный международный опыт применения полимерных композитов в строительной отрасли (обязательно учитывая национальные природно-климатические, грунтово-геологические и другие особенности), а также имеющийся положительный отечественный опыт.

Минрегионом России подготовлен план разработки нормативно-технических документов, предназначенных для обеспечения широкого внедрения полимерных композитов, конструкций и изделий из них, в том числе апробированных в рамках реализации пилотных проектов и эксплуатации опытных (референтных) объектов и/или подготовленных к промышленному внедрению по результатам исполнения проблемно-ориентированных НИОКР в строительном комплексе, который включает в себя: программу разработки нормативных технических документов в области проектирования и строительства, расширяющих спектр применения полимерных композитных материалов на период до 2015 года (далее - Программа) и перечень нормативно-технических документов, предназначенных для обеспечения широкого внедрения в приоритетных секторах экономики России композитов, конструкций и изделий из них, на период 2013-2016 годов в части, касающейся строительного комплекса Российской Федерации.

Программа подготовлена Союзкомпозитом в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации по итогам участия в открытом заседании экспертного совета автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" (АНО "АСИ") от 18 февраля 2012 года.

Программа подготовлена совместно с ФАУ "ФЦС", Техническим комитетом по стандартизации Росстандарта "Строительство" (ТК 465), Научно-исследовательским центром "Мосты" (филиал ОАО "ЦНИИС" НИЦ "Мосты") и ЗАО "Институт "ИМИДИС" (Институт "Исследование мостов и других инженерных сооружений").

Программа направлена на расширение объемов применения современных полимерных композитных материалов, изделий и конструкций в строительной отрасли Российской Федерации и поддержку реализации проекта АНО "АСИ" - "Конструкции из современных полимерных композитных материалов для строительства объектов транспортной инфраструктуры Российской Федерации".

Реализация Программы позволит активно применять при строительстве зданий и сооружений различного функционального назначения надежные, безопасные и долговечные полимерные композитные материалы, изделия и конструкции, обеспечивающие увеличение сроков безремонтной эксплуатации и снижение стоимости жизненного цикла объектов строительства на территории Российской Федерации, стран Таможенного союза и государств-участников Содружества Независимых Государств (СНГ).

Программа предусматривает разработку межгосударственных и национальных нормативных документов, применение которых обеспечит соблюдение требований технических регламентов Таможенного союза в области строительства. Программа формируется и ежегодно актуализируется в порядке, установленном для соответствующих документов Межгосударственной научно-технической комиссии по стандартизации, техническому нормированию и оценке соответствия в строительстве Межправительственного совета по сотрудничеству в строительной деятельности стран СНГ (далее - МНТКС), Минрегиона России, Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.

Программа содержит документы, в которых должны быть установлены требования к проектированию, строительству, ремонту, обследованиям и испытаниям зданий и сооружений различного функционального назначения, возведенным с применением полимерных композитных материалов, изделий и конструкций, а также требования и методы определения физико-механических, физико-химических и других характеристик используемых материалов, изделий и конструкций.

Программа актуализирована и приведена в приложении N 3 к настоящей программе.

В приложении N 4 к настоящей программе также приведен перечень нормативно-технических документов, предназначенных для обеспечения широкого внедрения в приоритетных секторах экономики России композитов, конструкций и изделий из них, на период 2013-2016 годов в части, касающейся строительного комплекса Российской Федерации. Указанный перечень подготовлен заинтересованными сторонами в рамках разработки мероприятий подпрограммы "Развитие производства композиционных материалов (композитов) и изделий из них" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности".

10. Меры, обеспечивающие масштабное внедрение и широкое применение современных, эффективных

и безопасных полимерных композитов, конструкций и изделий из них в строительном комплексе России.

В срок до 1 марта 2014 года Департаментом государственной политики в сфере строительства и архитектуры будет разработан (на основе действующего законодательства Российской Федерации, Положения о Министерстве регионального развития Российской Федерации и устава ФАУ "Главгосэкспертиза России") и направлен на утверждение Министру регионального развития Российской Федерации порядок взаимодействия, обеспечивающий прохождение государственной экспертизы проектной документации, и проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства для типовых решений, включенных в единый федеральный банк данных типовых проектов с применением композитных материалов, изделий и конструкций.

11. Мониторинг и статистический учет результатов исполнения программы.

Мониторинг реализации настоящей программы осуществляет Минрегион России.

Указанные отчеты предоставляются в Правительство Российской Федерации в срок до 15 февраля года, следующего за отчетным. Отчет за последний год реализации программы должен включать в себя раздел со сводной информацией о реализации программы за весь срок, в том числе об ее итоговых результатах.

Отчеты о реализации программы формируются по типовым формам ежегодной отчетности результатов исполнения программы (типовые формы приведены в приложении N 5 к настоящей программе, содержащие в том числе анализ результатов исполнения программы и рекомендации по внедрению полимерных композитов, конструкций и изделий из них, подготовленные по результатам проведенного анализа.

12. Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти,

связанной с реализацией программы.

Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации настоящей программы осуществляется в рамках деятельности Межведомственного совета по вопросам развития разработки, производства и применения композиционных материалов в различных секторах экономики, образованного Минпромторгом России в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2012 года N АД-П7-3548.

Приложение N 1.

Единый федеральный каталог полимерных композитов, конструкций и изделий из них,

пригодных для применения и рекомендуемых к использованию на территорииРоссийской Федерации

при возведении, ремонте и реконструкции объектов капитального ...

 

Приложение N2.

Перечень НИОКР, реализуемых в настоящее время и планируемых к реализации

(включая источники финансирования), направленных на разработку полимерных композитов,

конструкций и изделий из них, предназначенных для применения в строительном ..

 

Приложение 3.

Программа разработки нормативных технических документов в области

проектирования и строительства, расширяющих спектр применения

полимерных композитных материалов на 2013-2015 годы.

 

Приложение 4.

Перечень нормативно-технических документов, предназначенных для обеспечения

широкого внедрения в приоритетных секторах экономики России композитов,

конструкций и изделий из них на период 2013-2016 годов, в части касающейся

строительного комплекса Российской Федерации (предложения в программу стандартизации).

 

Приложение 5.

Типовые формы ежегодной отчетности результатов исполнения программы.