Нормативные документы > СП > Безопасность труда в строительстве > Типовые инструкции по охране труда для работников строительных профессий > СП. 5.28. ТИРО 028-2003 Типовая инструкция по охране труда машинистов малярных станций передвижных

СП. 5.28. ТИРО 028-2003 Типовая инструкция по охране труда машинистов малярных станций передвижных

5.28. ТИРО 028-2003

Настоящая отраслевая типовая инструкция разработана с учетом требований законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда, указанных в разделе 2 настоящего документа, нормативных документов Госгортехнадзора России, межотраслевых правил по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок и предназначена для машинистов малярных станций передвижных при выполнении ими работ согласно их профессии и квалификации (далее - машинистов).

Общие требования безопасности

5.28.1 Работники не моложе 18 лет, прошедшие соответствующую подготовку, имеющие II группу по электробезопасности и профессиональные навыки для данной профессии, перед допуском к самостоятельной работе должны пройти:

  • обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования) для признания годными к выполнению работ в порядке, установленном Минздравом России;
  • обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда.

5.28.2 Машинисты обязаны соблюдать требования безопасности труда для обеспечения защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов, связанных с характером работы:

  • шум;
  • вибрация;
  • повышенное содержание в воздухе рабочей зоны пыли и вредных веществ;
  • движущиеся машины, механизмы и их части;
  • повышенное напряжение в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека.

5.28.3 Для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий машинисты обязаны использовать предоставляемые работодателями бесплатно комбинезоны хлопчатобумажные, сапоги резиновые, рукавицы комбинированные, костюмы на утепляющей прокладке и валенки для зимнего периода.

При нахождении на территории стройплощадки машинисты должны носить защитные каски.

5.28.4 Находясь на территории строительной (производственной) площадки, в производственных и бытовых помещениях, участках работ и рабочих местах, машинисты обязаны выполнять правила внутреннего трудового распорядка, принятые в данной организации.

Допуск посторонних лиц, а также работников в нетрезвом состоянии на указанные места запрещается.

5.28.5 В процессе повседневной деятельности машинисты должны:

  • применять в процессе работы машины по назначению, в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей;
  • поддерживать машину в технически исправном состоянии, не допуская работу с неисправностями, при которых эксплуатация запрещена;
  • быть внимательными во время работы и не допускать нарушений требований безопасности труда.

5.28.6 Машинисты обязаны немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя работ о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о появлении острого профессионального заболевания (отравления).

Требования безопасности перед началом работы

5.28.7 Перед началом работы машинист обязан:

  • а) предъявить руководителю работ удостоверение о проверке знаний безопасных методов работ, получить задание и пройти инструктаж на рабочем месте по специфике выполняемых работ;
  • б) надеть спецодежду и спецобувь установленного образца.

5.28.8 После получения задания машинист обязан:

  • а) проверить рабочее место и подходы к нему на соответствие требованиям безопасности и убрать ненужные материалы и предметы;
  • б) ознакомиться с записями в журнале приема-сдачи смен;
  • в) проверить исправность заземления электрооборудования станции (контур заземления должен быть соединен с рамой малярной станции) и сохранность подводящих электрокабелей;
  • г) убедиться в исправности механизмов малярной станции, инвентаря, шлангов, инструмента и электропроводки, проверить работу на холостом ходу и принудительной вентиляции посредством кратковременного их включения;
  • д) при необходимости установки станции на новом месте совместно с руководителем работ определить место расположения станции;
  • е) установить станцию на выровненной площадке вне опасных зон от строящихся зданий, перемещаемых грузов, работающих машин и механизмов, котлованов и траншей. Корпус станции после установки на новое место следует закрепить в устойчивом положении, исключающем самопроизвольное ее смещение, аутригерами или противооткатными упорами (башмаками);
  • ж) после установки станции на новом месте вызвать дежурного электромонтера для подключения станции к электросети и защитному заземлению и устройства сигнализации с рабочим местом маляра-оператора.

5.28.9 Эксплуатация малярной станции не допускается при следующих нарушениях требований безопасности:

  • а) неисправностях, указанных в инструкции завода-изготовителя по эксплуатации малярной станции, при которых ее применение не допускается;
  • б) несвоевременном проведении очередных испытаний (технического осмотра) малярной станции;
  • в) недостаточной освещенности и захламленности рабочего места;
  • г) неисправности манометров в пневмосистеме;
  • д) отсутствии или неисправности защитного заземления или сигнализации с рабочим местом маляра-оператора.

Обнаруженные неисправности и нарушения должны быть устранены собственными силами, а при невозможности сделать это машинист обязан сообщить о них руководителю работ или ответственному за содержание станции в исправном состоянии.

Требования безопасности во время работы

5.28.10 Во время работы малярной станции машинист обязан:

  • а) следить за равномерной загрузкой материалов в смесительное устройство и правильной дозировкой компонентов при приготовлении шпатлевок и красок;
  • б) контролировать исправность всех механизмов малярной станции, наличие смазки на трущихся поверхностях механизмов, состояние подшипников и электродвигателей;
  • в) не допускать в системе малярной станции давления, величина которого превышает паспортные данные компрессора;
  • г) отключать приводы механизмов при обнаружении неисправностей в их работе до устранения этих неисправностей.

5.28.11 Во время работы малярной станции машинисту запрещается:

  • а) оставлять станцию без присмотра;
  • б) снимать защитные ограждения движущихся частей;
  • в) работать при неисправном или непроверенном манометре, а также при показаниях манометром давления более допустимого (указанного в паспорте станции);
  • г) пользоваться открытым огнем и самодельными электронагревательными приборами;
  • д) накапливать порожние емкости (банки, фляги) из-под лакокрасочных составов и растворителей.

5.28.12 Клапан воздухосборника компрессора должен быть отрегулирован на давление, превышающее рабочее не более чем на 10 %. Манометры и предохранительные клапаны должны быть опломбированы.

5.28.13 Для крепления рукавов к штуцерам и ниппелям необходимо применять стяжные инвентарные хомуты. Запрещается крепить рукава скрутками. Перед присоединением рукава следует продувать и испытывать на давление, превышающее рабочее в 1,5 раза.

5.28.14 Осмотр или техническое обслуживание малярной станции в процессе эксплуатации допускаются только при выключенных приводах ее механизмов и сниженном давлении до атмосферного в системе воздуховодов и воздухосборника компрессора.

5.28.15 После устранения неисправностей в журнале приема-сдачи смен должна быть сделана запись об имевшихся неисправностях и полноте их устранения.

5.28.16 Возобновление работы малярной станции допускается после подачи машинистом предупредительного сигнала и поступления обратного сигнала от маляра-оператора.

5.28.17 Импортные малярные составы и полимерные материалы следует применять только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения об их применении в соответствии с требованиями санитарных правил и инструкций.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

5.28.18 При возникновении неисправностей в малярной станции ее работу следует остановить. Если устранить неисправности собственными силами не представляется возможным, то машинист обязан поставить в известность о случившемся руководителя работ и ответственного за содержание малярной станции в исправном состоянии.

5.28.19 При возгорании окрасочных составов или других материалов машинист обязан немедленно приступить к тушению очагов пожара стационарным огнетушителем и другими подручными средствами. При невозможности выполнить это собственными силами необходимо вызвать пожарную охрану и сообщить бригадиру и руководителю работ.

5.28.20 В случае резкого падения давления в наружной сети или получения сообщения о разрыве шлангов машинист обязан немедленно отключить подачу воздуха.

Требования безопасности по окончании работы

5.28.21 По окончании работы машинист обязан:

  • а) отключить малярную станцию от электросети и запереть пусковой рубильник на замок;
  • б) очистить движущиеся части механизмов и агрегатов станции после полной их остановки;
  • в) убрать инструмент и приспособления в места, предназначенные для их хранения, привести в порядок помещение станции;
  • г) сообщить руководителю работ и ответственному за содержание станции в исправном состоянии о всех неполадках, возникших во время работы.