СНиП. Пояснительная записка к актуализированной редакции СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений"

Пояснительная записка

к актуализированной редакции СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений"

Разработчик актуализированной редакции - ЦНИИП градостроительства.

Целью пересмотра является приведение устаревших положений СНиП в соответствие с современными условиями, в том числе рыночным характером отношений субъектов градостроительной деятельности, а также с действующим законодательством, включая Градостроительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О техническом регулировании".

Основные изменения по разделам СНиП

Введены новые разделы:

  • 1.Область применения;
  • 2. Определения;
  • 3. Нормативные ссылки.

Изменения по разделам:

Раздел 4. "Концепция развития и общая организация территории городских и сельских поселений".

Раздел откорректирован с учетом нового подхода к градостроительному зонированию, приведенному в Градостроительном кодексе Российской Федерации. Исключены понятия и требования к формированию пригородных зон и зеленых зон городов в связи с отсутствием этих понятий в Градостроительном кодексе Российской Федерации.

Раздел 5. "Жилые зоны".

Раздел коренным образом переработан.

Термин "селитебная территория" исключен, введено новое понятие "жилая зона".  Учитывая значительное социальное расслоение населения расчет потребных объемов и типов жилой застройки должен производиться с учетом сложившейся и прогнозируемой социально-демографической ситуации в регионе и отдельном городе. С учетом реально складывающегося расслоения населения по доходам необходимо предусматривать социальное жилище для бедных слоев населения, жилье для средних, богатых и очень богатых слоев населения в следующих пропорциях на первую очередь строительства и расчетный период соответственно:

социальное жилище - 60%, и 30% , жилье для средних слоев населения - 25%, и 50% , жилье для богатых - 10%, и 15% жилье для очень богатых - 5%. Рекомендуемые расчетные нормативы - : для социального жилища - 20 кв.м./чел. , для средних слоев населения - 30 кв.м./чел., для богатых слоев населения - 40 кв.м./ чел., для очень богатых - 60 кв.м./ чел. и выше.

Приведенные средние показатели могут отличаться по субъектам Российской Федерации, а также муниципальным образованиям и в расчетах следует применять уточненные показатели с учетом реального расслоения общества. Эти вопросы могут быть предметом разработки региональных градостроительных нормативов, а усредненные показатели на федеральном уровне могут рассматриваться как определенные ориентиры.

Выбор типов жилой застройки также должен производиться с учетом социальных запросов и платежеспособности определенных социальных слоев населения, демографии и состава семей и определяться в региональных градостроительных нормативах.

Выбор типов жилой застройки определяется наличием и качеством территориальных ресурсов для развития поселений, местными строительными материалами, покупательной способностью и социальными запросами различных групп населения. Дешевое социальное жилище должно быть многоэтажным и плотным, а жилище, предназначенное для других социальных групп населения, должно быть преимущественно малоэтажным, особенно в малых городских поселениях.

Приведена рекомендуемая структура жилищного фонда, дифференцированного по уровню комфорта.

Раздел 6. "Общественно-деловые зоны" (новый).

В разделе приведены требования к формированию общественно-деловых зон в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Раздел 7. "Параметры застройки жилых, общественно-деловых зон" (новый).

В данном разделе привычные удельные нормы территории на 1 чел. (площади озелененной территории микрорайона, размеров площадок различного функционального назначения ) заменены на процент этих территорий от общей площади микрорайона (квартала). Это обусловлено тем, что в условиях дифференциации нормы жилищной обеспеченности на 1 чел., учета расслоения населения по уровням доходов, а соответственно и типов жилой застройки, реальное количество проживающего населения будет постоянно меняться. Кроме того, практика проектирования показывает, что желание инвестора получить наибольшую прибыль приводит к его требованию максимально повысить плотность жилой застройки. И в этом случае проектировщики нередко идут на искусственное занижение расчетного количества населения микрорайона (в том числе и за счет необоснованного повышения нормы жилищной обеспеченности). Поэтому процент незастроенных территорий, как минимальный показатель, будет гарантировать сохранение необходимого количества озелененных территорий в жилой зоне в процессе, так называемого доуплотнения ("штучного" размещения жилых зданий в сложившейся застройке.)

Данный подход связан и с новым принципом нормирования плотности застройки, приведенной в Приложении 4.

Впервые введены показатели плотности застройки ограниченные критерием не более; до сих пор во всех нормативных документах плотность застройки нормировалась показателями с критерием не менее (СНиП II-60-75**, СНиП 2.07.01-89*). Посредством норм решалась задача более эффективного использования городской территории. В результате плотность жилой застройки стала чрезмерно большой в сравнении с зарубежными аналогами, что не может не сказаться на качестве жилой среды.

С переходом на рыночные отношения должна измениться и парадигма плотности жилой застройки. Это показатель комфорта (качества) жилой среды и зависит от множества факторов, в том числе от экономических возможностей потребителей жилья. При обосновании принципиального подхода к нормированию плотности застройки использован многолетний опыт Германии, Франции и других европейских стран, где основными показателями являются коэффициенты застройки и коэффициенты плотности застройки участков территории. И превышение этих показателей плотности считается недопустимым. Приведенные показатели плотности согласованы с Госсанэпиднадзором РФ. При этом сохраняется предельная нормативная плотность населения микрорайона.

Раздел 8. "Производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур".

Данный раздел по названию и содержанию приведен в соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации. Учтены действующие санитарные нормы и правила.

Раздел 9. "Зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий".

Состав зон рекреационного назначения приведен в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Раздел 10. "Учреждения и предприятия обслуживания".

Введены новые расчетные показатели по размещению общеобразовательных школ, в том числе размещаемых в сельской местности (предложения ОАО "ИОЗ"). В приложение 7 включен расширенный состав учреждений медико-социального обслуживания, ориентированных на лиц старшей возрастной группы и инвалидов, впервые сделана попытка ввести нормы размещения культовых учреждений (храмов).

Раздел 11. "Транспорт и улично-дорожная сеть".

Принципиальных изменений этот раздел не претерпел. В п. 11.3. повышены нормативы по уровню автомобилизации. В некоторых регионах эти нормативы уже достигнуты (Московская область, Самарская область и др.). Но в среднем на расчетный срок предлагается 200-250 автомобилей на 1000 чел. По отдельным регионам, вероятно, будут значительные различия, поэтому эти нормативы должны также уточняться в региональных нормативных документах. То же относится и к проблеме размещения гаражей и стоянок.

Для крупнейших городов (свыше 1 млн. чел.) важной задачей является внедрение внеуличных видов скоростного транспорта облегченного типа (типа "легкого метро).

Раздел 12. "Инженерное оборудование".

Новым подразделом является "Дождевая канализация". Эта проблема является актуальной для многих городов, особенно подверженных периодическому затоплению и подтоплению (города Приморского края и др.).

Раздел 14. "Охрана окружающей среды, памятников истории и культуры".

Корректировка раздела в основном касается приведения терминологии в соответствие с законодательными и нормативными документами, в том числе с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральными законами "Об особо охраняемых природных территориях", "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

Ряд поправок внесен по предложению Госсанэпиднадзора Российской Федерации, Министерства природных ресурсов Российской Федерации.

Раздел 15. "Противопожарные требования" (новый).

Раздел приведен в соответствие с СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений". Раздел был согласован с ГУГПС МВД России.