СП. 5.33. ТИРО 033-2003 Типовая инструкция по охране труда машинистов скреперов

5.33. ТИРО 033-2003

Настоящая отраслевая типовая инструкция разработана с учетом требований законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда, указанных в разделе 2 настоящего документа, и других нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, и предназначена для машинистов скреперов при выполнении ими работ (разработке, перемещении и планировке грунтов при устройстве выемок, насыпей, резервов, кавальеров и банкет при строительстве автомобильных и железных дорог, каналов, плотин, оградительных земляных дамб, котлованов под здания и сооружения) согласно их профессии и квалификации (далее - машинистов).

Общие требования безопасности

5.33.1 Лица не моложе 18 лет, прошедшие соответствующую подготовку, имеющие профессиональные навыки, перед допуском к самостоятельной работе должны пройти:

  • обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования) для признания годными к выполнению работ в порядке, установленном Минздравом России;
  • обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда.

5.33.2 Машинисты обязаны соблюдать требования безопасности труда для обеспечения защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов, связанных с характером работы:

  • шум;
  • вибрация;
  • повышенное содержание в воздухе рабочей зоны пыли и вредных веществ;
  • движущиеся машины, механизмы и их части;
  • обрушающиеся горные породы.

5.33.3 Для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий машинисты обязаны использовать предоставляемые работодателями бесплатно полукомбинезоны хлопчатобумажные, рукавицы комбинированные, костюмы на утепляющей прокладке и валенки для зимнего периода.

При нахождении на территории стройплощадки машинисты должны носить защитные каски.

5.33.4 Находясь на территории строительной (производственной) площадки, в производственных и бытовых помещениях, участках работ и рабочих местах, машинисты обязаны выполнять правила внутреннего трудового распорядка, принятые в данной организации.

Допуск посторонних лиц, а также работников в нетрезвом состоянии на указанные места запрещается.

5.33.5 В процессе повседневной деятельности машинисты должны:

  • применять в процессе работы машины по назначению, в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей;
  • поддерживать машину в технически исправном состоянии, не допуская работу с неисправностями, при которых эксплуатация запрещена;
  • быть внимательными во время работы и не допускать нарушений требований безопасности труда.

5.33.6 Машинисты обязаны немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя работ о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о появлении острого профессионального заболевания (отравления).

Требования безопасности перед началом работы

5.33.7 Перед началом работы машинисты обязаны:

  • надеть спецодежду, спецобувь установленного образца;
  • предъявить руководителю работ удостоверение о проверке знаний безопасных методов работ и получить задание с учетом обеспечения безопасности труда исходя из специфики выполняемой работы.

5.33.8 После получения задания на выполнение работы машинисты обязаны:

  • осмотреть с руководителем работ место расположения подземных сооружений и коммуникаций, которые должны быть обозначены флажками или вешками, и уточнить последовательность выполнения работы и меры безопасности;
  • произвести ежесменное техническое обслуживание согласно инструкции по эксплуатации;
  • предупредить о запуске двигателя работников, находящихся вблизи машины, и убедиться, что рычаг переключения скоростей находится в нейтральном положении;
  • произвести запуск двигателя;
  • после запуска двигателя проверить на холостом ходу работу всех механизмов и на малом ходу работу тормозов.

5.33.9 Машинисты обязаны не приступать к работе в случае наличия следующих нарушений требований безопасности:

  • при неисправностях или дефектах, указанных в инструкциях заводов-изготовителей, при которых не допускается их эксплуатация;
  • наличии людей, машин или оборудования в зоне работ;
  • при уклоне местности, превышающем указанный в паспорте заводов-изготовителей;
  • наличии на месте работы подземных коммуникаций.

Обнаруженные нарушения требований безопасности труда должны быть устранены собственными силами, а при невозможности сделать это машинисты обязаны незамедлительно сообщить о них бригадиру или руководителю работ.

Требования безопасности во время работы

5.33.10 Перед началом движения машины машинист обязан убедиться в отсутствии людей в зоне движения и подать звуковой сигнал.

5.33.11 При выполнении земляных работ машинист обязан:

  • а) начинать разработку грунта только после удаления пней, кустарника и крупных камней;
  • б) глубокие выемки разрабатывать уступами;
  • в) не допускать движение крайнего колеса скрепера по насыпи ближе одного метра от бровки земляного полотна;
  • г) соблюдать дистанцию между движущимися навстречу друг другу или параллельно скреперами, интервал в обоих случаях должен быть не менее 5 м;
  • д) производить резание грунта только на прямолинейном участке движения;
  • е) осуществлять набор грунта прицепным скрепером только на первой передаче, а разгрузку - на второй-третьей передачах;
  • ж) периодически останавливаться и удалять камни и другие предметы, застрявшие между шинами задних спаренных колес самоходного скрепера.

5.33.12 Машинисту в процессе работы не разрешается:

  • а) передавать управление машиной лицам, не имеющим удостоверения машиниста скрепера;
  • б) оставлять машину с работающим двигателем;
  • в) перевозить в кабине посторонних лиц;
  • г) выходить из кабины и входить в нее на ходу;
  • д) проводить разработку грунта на косогорах с поперечным уклоном свыше 30°;
  • е) проводить разгрузку скрепера, движущегося задним ходом под откос.

5.33.13 При работе на косогорах запрещается:

  • а) делать резкие повороты;
  • б) поворачивать машину с заглубленным рабочим органом;
  • в) ставить машину поперек склона, угол которого превышает указанный в паспорте машины.

5.33.14 При засыпке выемок в грунте машинист обязан убедиться в отсутствии в них работающих, оборудования, инструмента и строительных материалов. Запрещается передвижение скрепера в пределах призмы обрушения откосов.

5.33.15 Работа скрепера в опасной зоне работающего экскаватора не допускается. Производство работ скрепером в зоне действия экскаватора разрешается только при остановке экскаватора. Ковш экскаватора должен быть опущен на землю.

5.33.16 Одновременная работа двух скреперов в колонне допускается при расстоянии между ними не менее 20 м.

5.33.17 При необходимости очистки ковша скрепера машинист обязан затормозить скрепер, опустить ковш, застраховать упором поднятую заслонку и использовать лопату с длинной ручкой или скребок.

5.33.18 Распасовку и запасовку тросов следует производить в рукавицах при опущенном на землю или подвешенном на замках ковше скрепера.

5.33.19 При транспортировании машины своим ходом с одного места работы на другое машинист обязан:

  • а) следить за тем, чтобы ковш был поднят в крайнее верхнее положение и не задевал встречающиеся на пути предметы;
  • б) соблюдать правила дорожного движения;
  • в) не допускать поворот скрепера радиусом менее 15 м;
  • г) устанавливать сигнальные красные фонари в случае вынужденной остановки скрепера на дороге в ночное время.

5.33.20 Прицепной скрепер следует сцеплять с трактором при помощи сцепной серьги, которая должна быть надежно закреплена.

Передвигать трактор необходимо осторожно на минимальной скорости, а дышло скрепера следует поднять на деревянных подкладках на высоту сцепного устройства трактора.

5.33.21 Перед погрузкой скрепера на трейлер машинист обязан убедиться в том, что трейлер находится в устойчивом положении и заторможен. После погрузки следует опустить ковш и закрепить скрепер растяжками. Во время перевозки скрепера нахождение машиниста в кабине не допускается.

5.33.22 При техническом обслуживании скрепера машинист обязан остановить двигатель и снять давление в гидросистеме.

5.33.23 Во время заправки скрепера горючим машинисту и лицам, находящимся вблизи, не разрешается курить и пользоваться огнем. После заправки машину необходимо вытереть от подтеков топлива и смазки, а замасленную обтирочную ветошь положить в металлический закрывающийся ящик.

Не допускается разводить огонь на расстоянии менее 50 м от места работы или стоянки машины.

5.33.24 При необходимости ремонта или профилактического осмотра скрепера заслонку ковша следует заблокировать упором в поднятом состоянии или опустить ковш на прочную и устойчивую опору.

5.33.25 При промывке деталей не разрешается пользоваться этилированным бензином.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

5.33.26 Обнаружив на участке при выполнении земляных работ подземные коммуникации и сооружения, а также опасные предметы, не указанные при получении задания, машинист обязан немедленно остановить работу и сообщить руководителю работ.

5.33.27 При неисправности скрепера машинист должен поставить машину на обочину или вне зоны производства работ и сообщить лицу, ответственному за содержание машины в исправном состоянии.

5.33.28 В случае потери устойчивости скрепера при перемещении грунта машинисту следует опустить ковш, включить задний ход и устранить крен машины.

5.33.29 При загорании скрепера машинист должен принять меры по тушению очага пожара (при помощи огнетушителя и подручными средствами: кошмой, брезентом, песком), в случае невозможности самому погасить огонь необходимо вызвать пожарную охрану и сообщить руководителю работ.

Требования безопасности по окончании работы

5.33.30 По окончании работы машинист обязан:

  • а) поставить машину на стоянку;
  • б) поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение и включить стояночный тормоз;
  • в) выключить двигатель;
  • г) закрыть кабину на замок;
  • д) сообщить руководителю работ или лицу, ответственному за содержание машины в исправном состоянии, о всех неполадках, возникших во время работы.