Нормативные документы > СП > Безопасность труда в строительстве > Типовые инструкции по охране труда для работников строительных профессий > СП. 5.29. ТИРО 029-2003 Типовая инструкция по охране труда машинистов погрузчиков автомобильных

СП. 5.29. ТИРО 029-2003 Типовая инструкция по охране труда машинистов погрузчиков автомобильных

5.29. ТИРО 029-2003

 Настоящая отраслевая типовая инструкция разработана с учетом требований законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда, указанных в разделе 2 настоящего документа, межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт), Правил дорожного движения Российской Федерации  (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 18, ст.1985), и предназначена для машиниста погрузчика автомобильного при выполнении работ по его управлению и обслуживании согласно профессии и квалификации (далее - машиниста).

Общие требования безопасности

5.29.1 Работники не моложе 18 лет, прошедшие соответствующую подготовку, имеющие удостоверение на право вождения грузового автомобиля и профессиональные навыки машиниста, перед допуском к самостоятельной работе должны пройти:

  • обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования) для признания годными к выполнению работ в порядке, установленном Минздравом России;
  • обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда.

5.29.2 Машинисты обязаны соблюдать требования безопасности труда для обеспечения защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов, связанных с характером работы:

  • движущиеся машины, механизмы и их подвижные части;
  • передвигающиеся грузы;
  • повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте;
  • эмоциональные перегрузки.

5.29.3 Для защиты от механических воздействий и загрязнений машинисты обязаны использовать предоставляемые работодателями бесплатно комбинезоны хлопчатобумажные, рукавицы комбинированные, костюмы на утепляющей прокладке и валенки для зимнего периода.

При нахождении на территории стройплощадки машинисты должны носить защитные каски.

5.29.4 Находясь на территории строительной (производственной) площадки, в производственных и бытовых помещениях, участках работ и рабочих местах, машинисты обязаны выполнять правила внутреннего трудового распорядка, принятые в данной организации.

Допуск посторонних лиц, а также работников в нетрезвом состоянии на указанные места запрещается.

5.29.5 В процессе повседневной деятельности машинисты должны:

  • применять в процессе работы машины и механизмы по назначению, в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей;
  • поддерживать порядок на рабочих местах, очищать их от мусора, снега, наледи, не допускать нарушений правил складирования материалов и конструкций;
  • быть внимательными во время работы и не допускать нарушений требований безопасности труда.

5.29.6 Машинисты обязаны немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя работ о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о появлении острого профессионального заболевания (отравления).

Требования безопасности перед началом работы

5.29.7 Перед началом работы машинист обязан:

  • а) предъявить руководителю работ удостоверение на право управления автомобилем и удостоверение о проверке знаний безопасных методов работ, получить задание, пройти инструктаж на рабочем месте по специфике выполняемых работ;
  • б) надеть спецодежду и спецобувь установленного образца;
  • в) ознакомиться с записями сменщика в бортовом журнале.

5.29.8 После получения задания машинист обязан:

  • а) осмотреть и проверить исправность двигателя, рабочего органа, гидравлической системы, состояние шин;
  • б) убрать все посторонние предметы на площадке погрузчика и убедиться в отсутствии их на вращающихся деталях двигателя, коробке передач и т.п.;
  • в) убедиться в нахождении рычага переключения передач в нейтральном положении;
  • г) перед запуском двигателя предупредить работающих, которые заняты обслуживанием машины или находятся на пути ее следования;
  • д) после запуска двигателя провести контрольную проверку исправности машины, в том числе: выполнить на малой скорости повороты направо и налево; проверить работу тормозов; проверить работу механизмов наклона рамки движения каретки; проверить исправность сцепления; проверить исправность приборов освещения и звукового сигнала;
  • е) произвести осмотр стрелы кранового гуська, грузозахватных приспособлений (строп, траверсы, захватов) и других рабочих органов (ковша, вил);
  • ж) убедиться в соответствии требованиям безопасности габаритов проездов, разворотов, уклонов и перепадов дорожного покрытия;
  • з) проверить отсутствие в зоне производства работ линий электропередачи, трубопроводов и других опасных сооружений;
  • и) проверить работу концевых выключателей механизма подъема.

5.29.9 Машинист не должен приступать к выполнению работ при следующих нарушениях требований безопасности:

  • а) наличии трещин или деформаций в металлоконструкциях погрузчика;
  • б) обнаружении течи в топливной или масляной системе;
  • в) падении давления в шинах;
  • г) наличии треска, скрежета и других признаков неисправности гидросистемы или двигателя;
  • д) неисправности стояночного или рабочего тормоза;
  • е) неисправности кранового гуська (износе грузового каната, дефекте механизма подъема груза и т.п.) и грузозахватных приспособлений;
  • ж) недостаточной освещенности и загроможденности зоны работ;
  • з) наличии в зоне работ линий электропередачи и других коммуникаций;
  • и) несоответствии характера поднимаемого груза рабочему органу и грузозахватным приспособлениям.

Обнаруженные нарушения требований безопасности должны быть устранены собственными силами до начала работы, а при невозможности сделать это машинист обязан сообщить руководителю работ и ответственному за содержание автопогрузчика в исправном состоянии.

Требования безопасности во время работы

5.29.10 При передвижении автопогрузчика по территории строительной площадки или предприятия машинист обязан:

  • а) убедиться перед началом движения в отсутствии людей на пути движения, а также машин и механизмов и дать предупредительный сигнал;
  • б) при движении в местах скопления людей, возможного их появления (проходов, выходов из помещения) снизить скорость и дать звуковой сигнал;
  • в) соблюдать установленную для транспортных средств скорость движения на строительной площадке и территории предприятия;
  • г) не покидать кабину погрузчика при работающем двигателе;
  • д) избегать резкого торможения на мокрой дороге и при гололеде.

5.29.11 При выполнении погрузочно-разгрузочных и транспортных работ машинист обязан:

  • а) при приближении к месту погрузки (разгрузки) снижать скорость;
  • б) транспортировать груз на высоте не более 500 мм от уровня дороги;
  • в) приближаться к транспортному средству для производства погрузочно-разгрузочных работ только после его остановки и выключения двигателя;
  • г) перемещать крупногабаритный груз, закрывающий видимость пути следования, только в сопровождении специально выделенного лица;
  • д) захватывать длинномерный груз так, чтобы центр тяжести груза располагался по центру продольной оси стрелы.

5.29.12 При погрузке или штабелировании грунта и сыпучих материалов машинист обязан:

  • а) погрузку материала производить по всему фронту штабеля или забоя, не углубляясь внутрь штабеля по одному следу;
  • б) очищать ковш от налипшего грунта или материала в опущенном положении лопатой или скребком;
  • в) при штабелировании сыпучих материалов останавливать погрузчик на расстоянии не менее 1,0 м от бровки откоса.
  • Машинисту запрещается поворачивать погрузчик с заглубленным в материал или грунт ковшом, а также передвигаться на поперечных уклонах более 10°, на продольных - свыше 20°.

5.29.13 При работе погрузчика, оборудованного вилочным захватом, машинист обязан:

  • а) до начала работы проверить наличие под грузом зазора для свободного прохода вилочного захвата;
  • б) размещать груз равномерно по всей длине вилочного захвата, упирая его в спинки вилок путем запрокидывания груза при захвате назад на угол 10-15°.

Запрещается транспортировать груз, находящийся на вилочном захвате, в неустойчивом положении.

5.29.14 При подъеме и транспортировании груза погрузчиком, оборудованным крановым гуськом, машинист обязан:

  • а) начинать работу только по сигналу стропальщика, закрепленного руководителем работ;
  • б) применять для строповки груза маркированные стропы, соответствующие массе поднятого груза и схеме строповки;
  • в) при подъеме груза, близкого по массе к предельной грузоподъемности погрузчика, сначала зафиксировать груз на высоте не более 100-200 мм, после чего осуществлять подъем груза на требуемую высоту;
  • г) опускать груз на предварительно уложенные прокладки для извлечения строп из-под груза без их повреждения.

5.29.15 Машинисту запрещается:

  • а) резко тормозить при движении погрузчика с грузом на крюке;
  • б) подтаскивать груз крюком;
  • в) освобождать крюком защемленные грузом стропы.

5.29.16 При необходимости перевозки погрузчика машинисту следует затормозить машину на трейлере, опустить рабочий орган, подставить под колеса противооткатные упоры (башмаки) и закрепить расчалками.

5.29.17 Устранение неисправностей, осмотр, регулировку агрегата следует проводить при остановленном двигателе, опущенном на землю или установленном на надежные подставки, рабочем органе, затянутом тормозе и переведенном в нейтральное положение рычаге переключения передач.

5.29.18 При проведении технического обслуживания машинист обязан:

  • а) поднять капот погрузчика в крайнее верхнее положение, зафиксировать его крюками-фиксаторами, находящимися на капоте;
  • б) при перегреве двигателя осторожно открыть крышку горловины, защищая руки от горячего пара, не наклоняя лицо над горловиной;
  • в) пользоваться насосом для продувки топливопровода;
  • г) пользоваться специальным ограждением при накачивании шин в гаражных условиях.

При выполнении указанных работ машинисту запрещается:

  • открывать водяной краник радиатора при работе двигателя;
  • заливать жидкость в радиатор при перегретом двигателе;
  • засасывать топливо ртом через шланг.

5.29.19 При необходимости проезда по населенному пункту и по автомобильным дорогам машинист обязан:

  • а) привести рабочий орган в транспортное положение;
  • б) определить состояние трассы, выяснить возможность преодоления косогоров, подъемов, бродов и искусственных сооружений;
  • в) сохранять включенной передачу при движении под уклон;
  • г) переезжать через железнодорожные пути только в установленных местах по сплошному настилу;
  • д) при остановке погрузчика включить стояночный тормоз;
  • е) выходя из кабины погрузчика на проезжую часть дороги, убедиться в отсутствии движения транспорта в попутном и встречном направлениях;
  • ж) применять при транспортировке погрузчиков на буксире или при буксировке других машин жесткую сцепку;
  • з) выполнять правила дорожного движения.

5.29.20 Производить погрузочно-разгрузочные работы в охранной зоне действующей воздушной линии электропередачи машинист обязан под непосредственным руководством инженерно-технического работника, ответственного за безопасное производство работ, при наличии письменного разрешения организации - владельца ЛЭП и получении наряда-допуска, определяющего безопасные условия работ.

5.29.21 В зимнее время машинистам запрещается:

  • а) подогревать двигатель открытым пламенем;
  • б) работать на погрузчике с неисправным устройством для обогрева кабины;
  • в) выполнять работы, лежа под автопогрузчиком без применения утепленного мата.

5.29.22 При работе в ночное время освещенность зоны работ должна обеспечиваться за счет внешних источников света. Применение машинистом фар допускается в качестве дополнительного источника света.

5.29.23 Передвижение погрузчика вброд, по льду, по заболоченной местности следует осуществлять только с письменного разрешения руководителя работ в местах, оборудованных указателями. Двери кабины во время переправы по льду водоемов следует держать открытыми.

5.29.24 Передвижение погрузчика через канавы, бугры и другие препятствия следует осуществлять под прямым углом на малой скорости, избегая резких толчков и больших кренов машины. Следует при этом избегать крутых поворотов на косогорах.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

5.29.25 При проколе в процессе работы шины и утечке воздуха, а также появлении признаков неисправности двигателя, гидросистемы или рабочего оборудования работу необходимо прекратить и принять меры к устранению неисправности.

5.29.26 В случае потери устойчивости погрузчика в процессе подъема или перемещения груза необходимо опустить груз и упором каретки в грунт привести погрузчик в нормальное положение. Продолжение работы допускается после устранения причины потери устойчивости погрузчика.

Требования безопасности по окончании работы

5.29.27 По окончании работы машинист обязан:

  • а) отвести погрузчик на стоянку;
  • б) опустить рабочий орган на землю или установить на подставку;
  • в) привести рычаги управления в нейтральное положение;
  • г) затянуть стояночный тормоз и заглушить двигатель;
  • д) очистить элементы ходовой рамы погрузчика и рабочее оборудование;
  • е) о всех замеченных неисправностях в работе погрузчика сообщить руководителю работ или ответственному за содержание машины в исправном состоянии.