СП. 5.29. ТИРО 029-2003 Типовая инструкция по охране труда машинистов погрузчиков автомобильных
5.29. ТИРО 029-2003
Настоящая отраслевая типовая инструкция разработана с учетом требований законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда, указанных в разделе 2 настоящего документа, межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт), Правил дорожного движения Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 18, ст.1985), и предназначена для машиниста погрузчика автомобильного при выполнении работ по его управлению и обслуживании согласно профессии и квалификации (далее - машиниста).
Общие требования безопасности
5.29.1 Работники не моложе 18 лет, прошедшие соответствующую подготовку, имеющие удостоверение на право вождения грузового автомобиля и профессиональные навыки машиниста, перед допуском к самостоятельной работе должны пройти:
- обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования) для признания годными к выполнению работ в порядке, установленном Минздравом России;
- обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда.
5.29.2 Машинисты обязаны соблюдать требования безопасности труда для обеспечения защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов, связанных с характером работы:
- движущиеся машины, механизмы и их подвижные части;
- передвигающиеся грузы;
- повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте;
- эмоциональные перегрузки.
5.29.3 Для защиты от механических воздействий и загрязнений машинисты обязаны использовать предоставляемые работодателями бесплатно комбинезоны хлопчатобумажные, рукавицы комбинированные, костюмы на утепляющей прокладке и валенки для зимнего периода.
При нахождении на территории стройплощадки машинисты должны носить защитные каски.
5.29.4 Находясь на территории строительной (производственной) площадки, в производственных и бытовых помещениях, участках работ и рабочих местах, машинисты обязаны выполнять правила внутреннего трудового распорядка, принятые в данной организации.
Допуск посторонних лиц, а также работников в нетрезвом состоянии на указанные места запрещается.
5.29.5 В процессе повседневной деятельности машинисты должны:
- применять в процессе работы машины и механизмы по назначению, в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей;
- поддерживать порядок на рабочих местах, очищать их от мусора, снега, наледи, не допускать нарушений правил складирования материалов и конструкций;
- быть внимательными во время работы и не допускать нарушений требований безопасности труда.
5.29.6 Машинисты обязаны немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя работ о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о появлении острого профессионального заболевания (отравления).
Требования безопасности перед началом работы
5.29.7 Перед началом работы машинист обязан:
- а) предъявить руководителю работ удостоверение на право управления автомобилем и удостоверение о проверке знаний безопасных методов работ, получить задание, пройти инструктаж на рабочем месте по специфике выполняемых работ;
- б) надеть спецодежду и спецобувь установленного образца;
- в) ознакомиться с записями сменщика в бортовом журнале.
5.29.8 После получения задания машинист обязан:
- а) осмотреть и проверить исправность двигателя, рабочего органа, гидравлической системы, состояние шин;
- б) убрать все посторонние предметы на площадке погрузчика и убедиться в отсутствии их на вращающихся деталях двигателя, коробке передач и т.п.;
- в) убедиться в нахождении рычага переключения передач в нейтральном положении;
- г) перед запуском двигателя предупредить работающих, которые заняты обслуживанием машины или находятся на пути ее следования;
- д) после запуска двигателя провести контрольную проверку исправности машины, в том числе: выполнить на малой скорости повороты направо и налево; проверить работу тормозов; проверить работу механизмов наклона рамки движения каретки; проверить исправность сцепления; проверить исправность приборов освещения и звукового сигнала;
- е) произвести осмотр стрелы кранового гуська, грузозахватных приспособлений (строп, траверсы, захватов) и других рабочих органов (ковша, вил);
- ж) убедиться в соответствии требованиям безопасности габаритов проездов, разворотов, уклонов и перепадов дорожного покрытия;
- з) проверить отсутствие в зоне производства работ линий электропередачи, трубопроводов и других опасных сооружений;
- и) проверить работу концевых выключателей механизма подъема.
5.29.9 Машинист не должен приступать к выполнению работ при следующих нарушениях требований безопасности:
- а) наличии трещин или деформаций в металлоконструкциях погрузчика;
- б) обнаружении течи в топливной или масляной системе;
- в) падении давления в шинах;
- г) наличии треска, скрежета и других признаков неисправности гидросистемы или двигателя;
- д) неисправности стояночного или рабочего тормоза;
- е) неисправности кранового гуська (износе грузового каната, дефекте механизма подъема груза и т.п.) и грузозахватных приспособлений;
- ж) недостаточной освещенности и загроможденности зоны работ;
- з) наличии в зоне работ линий электропередачи и других коммуникаций;
- и) несоответствии характера поднимаемого груза рабочему органу и грузозахватным приспособлениям.
Обнаруженные нарушения требований безопасности должны быть устранены собственными силами до начала работы, а при невозможности сделать это машинист обязан сообщить руководителю работ и ответственному за содержание автопогрузчика в исправном состоянии.
Требования безопасности во время работы
5.29.10 При передвижении автопогрузчика по территории строительной площадки или предприятия машинист обязан:
- а) убедиться перед началом движения в отсутствии людей на пути движения, а также машин и механизмов и дать предупредительный сигнал;
- б) при движении в местах скопления людей, возможного их появления (проходов, выходов из помещения) снизить скорость и дать звуковой сигнал;
- в) соблюдать установленную для транспортных средств скорость движения на строительной площадке и территории предприятия;
- г) не покидать кабину погрузчика при работающем двигателе;
- д) избегать резкого торможения на мокрой дороге и при гололеде.
5.29.11 При выполнении погрузочно-разгрузочных и транспортных работ машинист обязан:
- а) при приближении к месту погрузки (разгрузки) снижать скорость;
- б) транспортировать груз на высоте не более 500 мм от уровня дороги;
- в) приближаться к транспортному средству для производства погрузочно-разгрузочных работ только после его остановки и выключения двигателя;
- г) перемещать крупногабаритный груз, закрывающий видимость пути следования, только в сопровождении специально выделенного лица;
- д) захватывать длинномерный груз так, чтобы центр тяжести груза располагался по центру продольной оси стрелы.
5.29.12 При погрузке или штабелировании грунта и сыпучих материалов машинист обязан:
- а) погрузку материала производить по всему фронту штабеля или забоя, не углубляясь внутрь штабеля по одному следу;
- б) очищать ковш от налипшего грунта или материала в опущенном положении лопатой или скребком;
- в) при штабелировании сыпучих материалов останавливать погрузчик на расстоянии не менее 1,0 м от бровки откоса.
- Машинисту запрещается поворачивать погрузчик с заглубленным в материал или грунт ковшом, а также передвигаться на поперечных уклонах более 10°, на продольных - свыше 20°.
5.29.13 При работе погрузчика, оборудованного вилочным захватом, машинист обязан:
- а) до начала работы проверить наличие под грузом зазора для свободного прохода вилочного захвата;
- б) размещать груз равномерно по всей длине вилочного захвата, упирая его в спинки вилок путем запрокидывания груза при захвате назад на угол 10-15°.
Запрещается транспортировать груз, находящийся на вилочном захвате, в неустойчивом положении.
5.29.14 При подъеме и транспортировании груза погрузчиком, оборудованным крановым гуськом, машинист обязан:
- а) начинать работу только по сигналу стропальщика, закрепленного руководителем работ;
- б) применять для строповки груза маркированные стропы, соответствующие массе поднятого груза и схеме строповки;
- в) при подъеме груза, близкого по массе к предельной грузоподъемности погрузчика, сначала зафиксировать груз на высоте не более 100-200 мм, после чего осуществлять подъем груза на требуемую высоту;
- г) опускать груз на предварительно уложенные прокладки для извлечения строп из-под груза без их повреждения.
5.29.15 Машинисту запрещается:
- а) резко тормозить при движении погрузчика с грузом на крюке;
- б) подтаскивать груз крюком;
- в) освобождать крюком защемленные грузом стропы.
5.29.16 При необходимости перевозки погрузчика машинисту следует затормозить машину на трейлере, опустить рабочий орган, подставить под колеса противооткатные упоры (башмаки) и закрепить расчалками.
5.29.17 Устранение неисправностей, осмотр, регулировку агрегата следует проводить при остановленном двигателе, опущенном на землю или установленном на надежные подставки, рабочем органе, затянутом тормозе и переведенном в нейтральное положение рычаге переключения передач.
5.29.18 При проведении технического обслуживания машинист обязан:
- а) поднять капот погрузчика в крайнее верхнее положение, зафиксировать его крюками-фиксаторами, находящимися на капоте;
- б) при перегреве двигателя осторожно открыть крышку горловины, защищая руки от горячего пара, не наклоняя лицо над горловиной;
- в) пользоваться насосом для продувки топливопровода;
- г) пользоваться специальным ограждением при накачивании шин в гаражных условиях.
При выполнении указанных работ машинисту запрещается:
- открывать водяной краник радиатора при работе двигателя;
- заливать жидкость в радиатор при перегретом двигателе;
- засасывать топливо ртом через шланг.
5.29.19 При необходимости проезда по населенному пункту и по автомобильным дорогам машинист обязан:
- а) привести рабочий орган в транспортное положение;
- б) определить состояние трассы, выяснить возможность преодоления косогоров, подъемов, бродов и искусственных сооружений;
- в) сохранять включенной передачу при движении под уклон;
- г) переезжать через железнодорожные пути только в установленных местах по сплошному настилу;
- д) при остановке погрузчика включить стояночный тормоз;
- е) выходя из кабины погрузчика на проезжую часть дороги, убедиться в отсутствии движения транспорта в попутном и встречном направлениях;
- ж) применять при транспортировке погрузчиков на буксире или при буксировке других машин жесткую сцепку;
- з) выполнять правила дорожного движения.
5.29.20 Производить погрузочно-разгрузочные работы в охранной зоне действующей воздушной линии электропередачи машинист обязан под непосредственным руководством инженерно-технического работника, ответственного за безопасное производство работ, при наличии письменного разрешения организации - владельца ЛЭП и получении наряда-допуска, определяющего безопасные условия работ.
5.29.21 В зимнее время машинистам запрещается:
- а) подогревать двигатель открытым пламенем;
- б) работать на погрузчике с неисправным устройством для обогрева кабины;
- в) выполнять работы, лежа под автопогрузчиком без применения утепленного мата.
5.29.22 При работе в ночное время освещенность зоны работ должна обеспечиваться за счет внешних источников света. Применение машинистом фар допускается в качестве дополнительного источника света.
5.29.23 Передвижение погрузчика вброд, по льду, по заболоченной местности следует осуществлять только с письменного разрешения руководителя работ в местах, оборудованных указателями. Двери кабины во время переправы по льду водоемов следует держать открытыми.
5.29.24 Передвижение погрузчика через канавы, бугры и другие препятствия следует осуществлять под прямым углом на малой скорости, избегая резких толчков и больших кренов машины. Следует при этом избегать крутых поворотов на косогорах.
Требования безопасности в аварийных ситуациях
5.29.25 При проколе в процессе работы шины и утечке воздуха, а также появлении признаков неисправности двигателя, гидросистемы или рабочего оборудования работу необходимо прекратить и принять меры к устранению неисправности.
5.29.26 В случае потери устойчивости погрузчика в процессе подъема или перемещения груза необходимо опустить груз и упором каретки в грунт привести погрузчик в нормальное положение. Продолжение работы допускается после устранения причины потери устойчивости погрузчика.
Требования безопасности по окончании работы
5.29.27 По окончании работы машинист обязан:
- а) отвести погрузчик на стоянку;
- б) опустить рабочий орган на землю или установить на подставку;
- в) привести рычаги управления в нейтральное положение;
- г) затянуть стояночный тормоз и заглушить двигатель;
- д) очистить элементы ходовой рамы погрузчика и рабочее оборудование;
- е) о всех замеченных неисправностях в работе погрузчика сообщить руководителю работ или ответственному за содержание машины в исправном состоянии.