Нормативные документы > СП > Безопасность труда в строительстве > Типовые инструкции по охране труда для работников строительных профессий > СП. 5.24. ТИРО 024-2003 Типовая инструкция по охране труда машинистов машин для забивки и погружения свай

СП. 5.24. ТИРО 024-2003 Типовая инструкция по охране труда машинистов машин для забивки и погружения свай

5.24. ТИРО 024-2003

Настоящая отраслевая типовая инструкция разработана с учетом требований законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда, указанных в разделе настоящего документа, и других нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, и предназначена для машиниста машин для забивки и погружения свай при выполнении работ по ее управлению и обслуживании согласно профессии и квалификации (далее - машиниста).

Общие требования безопасности

5.24.1 Работники не моложе 18 лет, прошедшие соответствующую подготовку, имеющие профессиональные навыки машиниста, перед допуском к самостоятельной работе должны пройти:

обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования) для признания годными к выполнению работ в порядке, установленном Минздравом России;

обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда.

5.24.2 Машинисты обязаны соблюдать требования безопасности труда для обеспечения защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов, связанных с характером работы:

  • движущиеся машины, механизмы и их подвижные части;
  • передвигающиеся изделия, конструкции;
  • разрушающиеся конструкции;
  • повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте;
  • эмоциональные перегрузки.

5.24.3 Для защиты от механических воздействий и загрязнений машинисты обязаны использовать предоставляемые работодателями бесплатно комбинезоны хлопчатобумажные, рукавицы комбинированные, костюмы на утепляющей прокладке и валенки для зимнего периода.

При нахождении на территории стройплощадки машинисты должны носить защитные каски.

5.24.4 Находясь на территории строительной (производственной) площадки, в производственных и бытовых помещениях, участках работ и рабочих местах, машинисты обязаны выполнять правила внутреннего трудового распорядка, принятые в данной организации.

Допуск посторонних лиц, а также работников в нетрезвом состоянии на указанные места запрещается.

5.24.5 В процессе повседневной деятельности машинисты должны:

  • применять в процессе работы машины и механизмы по назначению, в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей;
  • поддерживать порядок на рабочих местах, очищать их от мусора, снега, наледи, не допускать нарушений правил складирования материалов и конструкций;
  • быть внимательными во время работы и не допускать нарушений требований безопасности труда.

5.24.6 Машинисты обязаны немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о появлении острого профессионального заболевания (отравления).

Требования безопасности перед началом работы

5.24.7 Перед началом работы машинист обязан:

  • а) предъявить руководителю работ удостоверение о проверке знаний безопасных методов работ, получить задание и пройти инструктаж на рабочем месте по специфике выполняемых работ;
  • б) надеть спецодежду, спецобувь и каску установленного образца.

5.24.8 После получения задания машинист обязан:

  • а) осмотреть с руководителем работ место расположения подземных коммуникаций и сооружений, которые должны быть обозначены флажками или вешками;
  • б) уточнить последовательность выполнения свайных работ и меры по обеспечению безопасности;
  • в) провести ежесменное обслуживание согласно инструкции по эксплуатации машины;
  • г) предупредить о запуске двигателя работников, обслуживающих машину или находящихся в зоне ее работы, и убедиться, что рычаг переключения передач находится в нейтральном положении;
  • д) произвести запуск двигателя (при наличии устройств, выключающих трансмиссию и исключающих обратный ход вращаемых элементов вне кабины);
  • е) проверить после запуска двигателя на холостом ходу работу всех механизмов и на малом ходу работу тормозов;
  • ж) убедиться в наличии ограждений опасной зоны и предупредительных плакатов, достаточной освещенности площадки, а также в отсутствии посторонних лиц в зоне свайных работ.

5.24.9 Машинист не должен приступать к работе при следующих нарушениях требований безопасности:

  • а) неисправности механизмов, а также наличии дефектов металлоконструкций или канатов, при которых запрещается эксплуатация машины;
  • б) наличии дефектов грузозахватных приспособлений или несоответствии их характеру выполняемых работ;
  • в) несоответствии характеристик машины по грузоподъемности и вылету стрелы условиям работы;
  • г) отсутствии или неисправности сигнального устройства;
  • д) наличии видимых повреждений железобетонных свай;
  • е) недостаточной освещенности места производства работ.

Обнаруженные неисправности следует устранить собственными силами, а при невозможности сделать это машинист обязан сообщить о них лицу, ответственному за безопасное производство работ, а также лицу, ответственному за содержание машины в исправном состоянии.

Требования безопасности во аремя работы

5.24.10 Передвигать машину необходимо при опущенном молоте по спланированной площадке.

5.24.11 Подтаскивать сваи следует только через отводной блок, закрепленный у основания машины, и по прямой линии в пределах видимости машиниста.

5.24.12 При подъеме сваю необходимо удерживать от раскачивания и вращения при помощи расчалок.

5.24.13 Поднимать свайный молот и сваи следует последовательно. Одновременный подъем молота и сваи не допускается.

5.24.14 Перед пуском в действие свайного молота машинист обязан подать звуковой сигнал.

5.24.15 При поднятии и опускании молота на агрегате поршень должен находиться в нижнем положении, а наголовник молота - оборудован деревянными вкладышами-амортизаторами.

5.24.16 При запуске и работе молота машинист обязан следить, чтобы работники находились не ближе 4 м от молота.

5.24.17 Изменять наклон копровой стрелы при установке свай следует при закреплении дизель-молота в нижнем положении.

5.24.18 Машинисту запрещается:

  • а) допускать к строповке свай лиц, не имеющих удостоверение копровщика и не закрепленных за данной машиной;
  • б) поднимать сваю, масса которой превышает грузоподъемность агрегата;
  • в) поднимать базовой машиной другие грузы, кроме деталей и узлов навесного оборудования;
  • г) поднимать сваю и молот одновременно;
  • д) подтаскивать сваи, зажатые другими материалами или изделиями, примерзшие к земле, а также уложенные в штабель свыше двух рядов;
  • е) поднимать железобетонные сваи с оторванными монтажными петлями;
  • ж) оставлять сваю и молот на весу в случае временного прекращения работы;
  • з) передавать управление агрегатом лицу, не имеющему на это соответствующего удостоверения;
  • и) ослаблять канат, на котором удерживается свая, до установки на нее дизель-молота;
  • к) опускать молот или сваю при полном расторможении барабана лебедки с последующим подхватом на тормоз в конце спуска;
  • л) снимать молот со сваи, если последняя забита менее чем на 1/3 своей длины;
  • м) оставлять без присмотра машину во время работы молота;
  • н) работать неисправным молотом;
  • о) обслуживать и ремонтировать молот при поднятом и незастопоренном цилиндре или поршне;
  • п) принимать участие в работе по срезке и удалению оголовков свай без оформленного наряда-допуска.

5.24.19 При перемещении и установке машины вблизи выемок машинист должен соблюдать безопасные расстояния от подошвы откоса до ближайшей опоры машины не менее указанных ниже в таблице.

Таблица - Минимальные расстояния приближения машины к выемкам

Глубина выемки, м Расстояние по горизонтали от основания откоса выемки до ближайшей опоры автогудронатора м, при грунте
песчаном супесчаном суглинистом глинистом
1 1,50 1,25 1,00 1,00
2 3,00 2,40 2,00 1,50
3 4,00 3,60 3,25 1,75
4 5,00 4,40 4,00 3,00
5 6,00 5,30 4,75 3,50

 

Требования безопасности в аварийных ситуациях

5.24.20 При изменении погодных условий (снегопад, туман или дождь), ухудшающих видимость в пределах фронта работ, а также усилении ветра до скорости 15 м/с и более работы необходимо прекратить и доложить об этом руководителю работ.

5.24.21 При появлении признаков неисправности двигателя, гидросистемы или подъемного механизма, а также признаков разрушения сваи работу необходимо приостановить и принять меры к устранению неисправностей.

5.24.22 В случае отклонения забиваемой сваи от проектного положения или ее разрушения в процессе забивки следует выдернуть такую сваю с помощью молота двойного действия или вибропогружателя, если машина оборудована таким агрегатом.

Требования безопасности по окончании работы

5.24.23 По окончании работы машинист обязан:

  • а) опустить молот в нижнее положение и закрепить его на стреле копра. Если свая заведена под копер, то дизель-молот опустить на сваю и закрепить вместе с ней;
  • б) поставить машину на стоянку;
  • в) выключить и запереть все пусковые приспособления машины;
  • г) снять все съемные грузозахватные приспособления, очистить их и сложить в отведенное для хранения место;
  • д) очистить, протереть и убрать инструмент в предназначенное для этого место;
  • е) привести в порядок рабочее место;
  • ж) сообщить руководителю работ и ответственному за содержание машины в исправном состоянии о всех неполадках, возникших во время работы.