5.16. ТИРО 016-2003
Настоящая отраслевая типовая инструкция разработана с учетом требований законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда, указанных в разделе 2 настоящего документа, а также межотраслевых правил по охране труда, Правил дорожного движения Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 18, ст.1985) и предназначена для машиниста автогудронатора при управлении и обслуживании автогудронатора согласно профессии и квалификации (далее - машиниста).
Общие требования безопасности
5.16.1 Мужчины не моложе 18 лет, прошедшие соответствующую подготовку, имеющие водительское удостоверение и профессиональные навыки машиниста, перед допуском к самостоятельной работе должны пройти:
5.16.2 Машинисты обязаны соблюдать требования безопасности труда для обеспечения защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов, связанных с характером работы:
5.16.3 Для защиты от механических воздействий и загрязнений машинисты обязаны использовать предоставляемые работодателями бесплатно комбинезоны хлопчатобумажные, ботинки кожаные, рукавицы комбинированные, костюмы на утепляющей прокладке и валенки для зимнего периода.
На работах с горячим битумом вместо костюма хлопчатобумажного необходимо использовать костюм брезентовый.
При нахождении на территории стройплощадки машинисты должны носить защитные каски.
5.16.4 Находясь на территории строительной (производственной) площадки, в производственных и бытовых помещениях, участках работ и рабочих местах, машинисты обязаны выполнять правила внутреннего трудового распорядка, принятые в данной организации.
Допуск посторонних лиц, а также работников в нетрезвом состоянии на указанные места запрещается.
5.16.5 В процессе повседневной деятельности машинисты должны:
5.16.6 Машинисты обязаны немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя работ о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о появлении острого профессионального заболевания (отравления).
Требования безопасности перед началом работы
5.16.7 До начала работы машинист обязан:
5.16.8 После получения наряда-задания у непосредственного руководителя машинист обязан:
5.16.9 Машинист не должен выезжать на линию при следующих нарушениях требований безопасности:
Обнаруженные нарушения требований безопасности должны быть устранены собственными силами до начала работы, а при невозможности сделать это машинист обязан сообщить о них руководителю работ или лицу, осуществляющему надзор за безопасной эксплуатацией автогудронатора.
Требования безопасности во время работы
5.16.10 При обслуживании гудронатора (заправке битумом, его разогреве и подаче к месту заливки) машинист обязан надевать брезентовую спецодежду, резиновые сапоги, рукавицы, каску, прозрачную маску, при этом брюки надевать навыпуск.
5.16.11 При заполнении цистерны автогудронатора вяжущими материалами машинист обязан:
5.16.12 По прибытии на объект, указанный в путевом листе, машинист обязан:
5.16.13 При разогреве вяжущих материалов в цистерне автогудронатора машинист обязан:
5.16.14 При установке и перемещении автогудронатора вблизи выемок (котлованов и траншей) машинист обязан соблюдать минимальные расстояния приближения от основания откоса выемки до ближайшей опоры автогудронатора не менее указанных в таблице.
Таблица - Минимальные расстояния установки машины вблизи выемок с откосами
Глубина выемки, м | Расстояние по горизонтали от основания откоса выемки до ближайшей опоры автогудронатора м, при грунте | |||
песчаном | супесчаном | суглинистом | глинистом | |
1 | 1,50 | 1,25 | 1,00 | 1,00 |
2 | 3,00 | 2,40 | 2,00 | 1,50 |
3 | 4,00 | 3,60 | 3,25 | 1,75 |
4 | 5,00 | 4,40 | 4,00 | 3,00 |
5 | 6,00 | 5,30 | 4,75 | 3,50 |
5.16.15 Перед началом разлива вяжущего материала машинист обязан погасить форсунку и закрыть вентили трубопровода подачи топлива.
5.16.16 При эксплуатации автогудронатора во избежание утечки вяжущего материала машинист обязан периодически подтягивать болты крепления фланцев крана, проверять сальниковые уплотнители поплавкового указателя уровня.
В случае протекания битума через крышку верхнего люка следует сменить уплотняющую прокладку.
5.16.17 После окончания поступления вяжущего материала машинист обязан выключить насос, закрыть запорный клапан и слить остатки битума из шланга, закрыть крышку люка и закрепить ее.
5.16.18 Ремонтировать, смазывать и очищать автогудронатор машинист обязан только при выключенном двигателе и после принятия мер против его самопроизвольного движения.
5.16.19 При перемещении автогудронатора своим ходом по дорогам общего пользования машинист обязан выполнять правила дорожного движения.
5.16.20 При эксплуатации базового автомобиля машинист автогудронатора обязан выполнять требования ТИ Р О 005.
Требования безопасности в аварийных ситуациях
5.16.21 При воспламенении битума в цистерне машинист обязан:
плотно закрыть крышку, а если имеются горящие подтеки на цистерне, направить на них струю из огнетушителя.
При невозможности ликвидировать очаг возгорания своими силами машинист должен вызвать пожарную охрану и сообщить о случившемся руководителю работ.
5.16.22 При разрыве битумопровода машинист обязан выключить насос или двигатель автомобиля, закрыть запорный клапан, слить остатки битума из шланга и заменить поврежденный участок битумопровода.
5.16.23 При неисправности двигателя или рабочего оборудования работу автогудронатора необходимо прекратить и принять меры к устранению неисправности.
Требования безопасности по окончании работы
5.16.24 По окончании работы машинист обязан:
а) слить из цистерны и распределительных битумопроводов остатки вяжущих материалов;
б) поставить автогудронатор на место стоянки, затормозить его и принять меры, исключающие его запуск посторонним лицом;
в) очистить гудронатор от вяжущих материалов, прочистить и поставить на место сетки фильтров;
г) сдать путевой лист и о всех замеченных неисправностях в работе автогудронатора сообщить руководителю работ и лицу, осуществляющему надзор за его безопасной эксплуатацией.